Правовая грамотность

Основы правовой грамотности школьников.

На современном этапе развития нашего общества все актуальнее становится проблема правовой грамотности населения. Знание прав и обязанностей отчасти гарантирует их соблюдение. Незнание таковых, приводит к необдуманным поступкам и действиям, за которые следует нести ответственность.

Правовая грамотность неразрывно связана с общепринятыми нормами и правилами, не соблюдение которых является правонарушением. Особенное внимание необходимо уделять подрастающему поколению.

Правовая безграмотность может являться причиной отклоняющегося поведения несовершеннолетних, асоциального образа жизни, противоправного поведения. Поэтому существует необходимость создания условий для развития повсеместной пропаганды правовой грамотности среди подрастающего поколения.

Существует ошибочное мнение, что гражданско-правовое воспитание доступно только старшеклассникам, но уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Некоторые понятия известны и доступны учащимся начальных классов и даже в определенной степени дошкольникам, поскольку первое практическое знакомство детей с этими понятиями начинается в семье. Наука свидетельствует, что в дошкольном возрасте и в начальных классах закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.

Если обратиться к заповедям различных религий, то все они проповедуют: «Почитай отца и мать своих. Не убий. Не укради…» эти и другие заповеди Библии служат воспитанию нравственных норм человека, которые одобряются обществом. То есть, знакомство с правами человека в детском возрасте начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Обучение правам человека – процесс долгосрочный, и осуществлять его следует на всех этапах обучения и воспитания ребенка. Сегодняшние дети – это взрослые ХХIвека. Семья, школа, общество должны помочь им сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем. Школа охватывает своим влиянием три самых ответственных периода в жизни человека в формировании его личности: детство, отрочество и юность. Внутренний мир человека в детстве развивается наиболее интенсивно. Происходит осознание себя как личности, осмысливается свое назначение и место на земле. В эти годы ребенок развивается не только физически, но и формируется духовно, закладываются основы его взглядов, убеждений, ценностных ориентиров, жизненных планов. Именно учитель является конституционным воспитателем, который будет свои знания применять на практике, учить пользоваться своими правами, вести работу по профилактике правонарушений среди учащихся. В системе воспитания школа является ведущим звеном и именно на нее возложена особая ответственность за молодое воспитание.

С целью ознакомления учащихся с правами ребёнка, закрепленными в Семейном и Гражданском кодексах РФ, с международными документами о правах ребёнка, развития способности реализовывать свои права в повседневной жизни, воспитания у учащихся осознанного отношения к своим правам и правам другого человека в школе проведен ряд мероприятий.

Школьники на классных часах изучали права и обязанности человека, которые должны быть соблюдены в обществе. Общения на классных часах, способствовало развитию самостоятельности, формированию ответственного отношения за принятое решение и культуре ведения диалога, дискуссии.

Особое внимание уделено межведомственному взаимодействию со специалистами правоохранительных органов. Проведены информационные встречи. Выступающие затронули вопросы подростковой преступности, проблемам наркомании, ВИЧ инфекции и ответственности каждого родителя за своих детей.

На лекториях и круглых столах с учащимися проведены занятия, целью которых было формирование у подростков понимания сущности конфликтов, естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала. Учащиеся обсуждали вопрос о возможности полностью избежать конфликтов в жизни и пути выхода из них. Уроки правовых знаний прививают учащимся знания, навыки, ценности и мировоззренческие позиции, необходимые им для участия в жизни общества и защиты, собственных прав и прав других людей. Они направлены на формирование правовых моделей поведения учащихся и правовой культуры как ценностей правового самосознания, мировоззрения и гражданских позиций.

В целях правового информирования учителей проведен правовой всеобуч с приглашением специалиста по защите прав несовершеннолетних (адвокат и депутата Хасе и общественного деятеля РА Лабоду А.П) , которые в доступной форме рассказали об ответственности несовершеннолетних за совершение уголовных и административных деяний, а также о том, как детям не стать жертвой насилия.

С целью обеспечения безопасной жизнедеятельности детей оформлены стенды для учащихся по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, предупреждению террористических актов и чрезвычайных ситуаций. В школах имеются уголки отражающие работу по предупреждению асоциальных проявлений среди школьников, где размещены материалы для родителей и классных руководителей по взаимодействию с семьёй по ранней профилактике жестокого обращения с детьми и правам ребёнка. Родители и учащиеся оповещены о работе республиканской службы детского телефона доверия. Проведенные мероприятия в рамках декады правовой культуры, правового воспитания несовершеннолетних и защиты прав детей способствуют повышению правовой и юридической культуры учащихся и формированию ответственного отношения к своим правам и направлены на противодействие жестокому обращению с детьми.